Отец Миладин (Митрович), Баня-Лука, Республика Сербская, выступление на «Серафимовских чтениях» в Дивеево.
Ваше преосвященство! Досточтимые отцы! Братья и сестры!
Прежде всего хочу поблагодарить Вас за приглашение — для меня особая честь выступить на этом значимом церковном мероприятии и перед столь почтенной аудиторией. Благодарю Господа, что Он сподобил меня приехать в эту святую обитель — четвертый удел Пресвятой Богородицы.
И крайне признателен Вам за теплый прием — приезжая из Сербии в Россию, я чувствую, что приезжаю на вторую родину. В страну, где нас, сербов, всегда встречают, как самых близких и родных — как братьев.
Многовековая взаимная симпатия между русским и сербским народами — явление уникальное в международных отношениях и неподвластное никаким политическим катаклизмам. На протяжение всей своей истории мы всегда отстаивали одинаковую систему ценностей, а именно — православных ценностей, имели крепкие культурные и духовные связи. Боролись против общего неприятеля как физически — за обретение независимости Сербией, в Первую и Вторую мировые войны, так и на ином стратегическом уровне — против насаждения чуждой Православию идеологии (исламской, западной). И эта духовная борьба лишь усиливается в последнее время.
Сегодня наши народы оказались перед новым вызовом: мы стали «камнем преткновения» в войне за мировое господство, развязанной странами Запада. Речь идет о завоевании через духовное рабство, об агрессивном насаждении тлетворной западной идеологии. Эту опасность видят и чувствуют во многих странах, но похоже, что передний рубеж с борьбы с ней заняла именно Россия. От того, выдержит ли она натиск Запада, во многом и зависит дальнейший путь развития человечества. И надежным союзником для России в этом всегда была Сербия.
Сербия и республика Сербская — последний оплот Православия в Европе. Лишь благодаря православной вере мы смогли пережить все политические и экономические кризисы, выдержать страшную войну 90-х годов, НАТО-вские бомбежки, учились жить в условиях западных санкций, пытались отстаивать свои духовные ценности. Трудно представить как маленький народ выдержал 90 дней бомбежек, когда против нас был весь мир. И затем начал заново строить свое государство.
Наверное, мне нужно пояснить для присутствующих, что Республика Сербская и Сербия – это две различные, пусть искусственно разделенные, но самостоятельные территории. При этом Республика Сербская на правах энтитета входит в состав Боснии и Герцеговины со своей столицей Баня-Лука. Столицей общего государства Боснии и Герцеговины является город Сараево, а столицей Сербии является Белград. Управление Боснией и Герцеговиной осуществляется не президентом, а Президиумом, состоящим из трех человек – представителем Республики Сербской – сербом и представителями второго энтитета Боснии и Герцеговины – хорватом и мусульманином. Подобное запутанное деление было насаждено Западом по так называемым Дейтонским Соглашениям, принятым в 1995 году.
Мы всегда стремились и стремимся духовно и экономически к объединению Сербии и Республики Сербской, но в настоящих условиях это вряд ли возможно.
В настоящее время мы испытываем колоссальное давление со стороны Евросоюза и США. Это, прежде всего, выражается в значительной активизации деятельности западных правительственных учреждений в отношении Балкан. Цена, которую требует Европейский Союз, означает отречение от себя, от своей исторической памяти, отречение от Православия, которое запечатлено не чернилами, а кровью нашего народа. Сегодня вся европейская культура направлена на потребление. В результате из жизни уходят очень важные ценности, такие как подвиг, жертва, любовь к Отечеству, к ближним своим, способность пожертвовать собой ради другого. Мы, как народ православный, не признаем такую цену и будем всеми силами сопротивляться такой бесчеловечной идеологии.
Помимо расшатывания политической обстановки и смены курса внешней политики нашей страны, это имеет своей конечной целью уничтожение Православия на сербской земле. Силами Запада усиленно распространяются антироссийские настроения среди сербов, пропагандируются аморальность и развращенность, продолжается издевательство над нашими духовными ценностями. Европа уже давно отказалась от Христа. И сильная христианская вера в такой маленькой стране, как Сербия, — бельмо на их глазу. Наша страна старается всеми силами сопротивляться западному влиянию. Как православный священник свидетельствую, насколько важную роль играет Православие во всех сферах жизни сербского народа, и могу уверенно утверждать, что с утратой православной веры не станет и Сербии. Но противостоять этому влиянию в одиночку наша страна не сможет, мы нуждаемся в большей поддержке со стороны России и в ее более сильном присутствии на нашей земле.
С другой стороны, мы испытываем постоянно усиливающееся давление со стороны исламских держав. Десятки мечетей в Боснии и Герцеговине были построены Саудовской Аравией, Турцией и Объединенными Арабскими Эмиратами за последние 20 лет. Посредством широкомасштабного распространения ислама указанные страны под покровительством США пытаются воздействовать на нашу политическую систему, притеснить, а впоследствии и уничтожить православную веру. Многие из этих мечетей получили статус дипломатических представительств — закрытых учреждений, внутри которых может происходить все, что угодно.
Отдельно можно отметить открытие восстановленной на деньги турецких фондов мечети Ферхадие в мае этого года в столице Республики Сербской городе Баня-Лука. Не случайно, что даже свой последний зарубежный визит в качестве премьер-министра Турции Давутоглу посвятил участию в этом мероприятии. Нужно было видеть как такой небольшой, по российским меркам город, как Баня-Лука, фактически превратился в какую-то мусульманскую столицу, увеличив вдруг население за счет мусульманских паломников из Турции, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов одномоментно на несколько десятков тысяч человек. Для турков открытие мечети было особенно символично: это было некоей декларацией своего очередного вхождения на Балканы после потери наших территорий с крахом Османского владычества.
Удивительным на этом фоне являются высказывания западных политиков, утверждающих, что сербы продолжают притеснять мусульман и католиков. Уверен, что подобной веротерпимости, как со стороны сербов в Республике Сербов, вы не сможете найти ни в одной европейской стране. Совсем другое дело – отношение мусульманской части населения Боснии и Герцеговины к православным сербам, которые вознамерятся по каким-то делам приехать на боснийскую территорию. Известны случаи жесточайшего преследования людей лишь за то, что они осмелятся появиться там с православным крестом на шее. Об ответном строительстве православных храмов там, конечно, не может быть и речи.
Мы, сербы, всегда помнили и помним помощь России в тяжелых исторических ситуациях — это и вытеснение Турции с сербской земли, и освобождение от захватчиков в Первую и Вторую мировые войны. В истории российско-сербских отношений было немало личностей, внесших существенный вклад в становление и укрепление дружественных отношений между нашими народами, в создание единого православного «пространства». Но уникальная и неповторимая в этом плане личность, сыгравшая ключевую роль в укреплении наших отношений — это, безусловно, великий российский император страстотерпец Николай II. В его личности выражается самый высокий христианский идеал жертвенности. По словам Спасителя, нет ничего большего, если кто положит душу свою за ближнего своего. Св. царь Николай II жертвенно и смело как настоящий воин Христов вступил в Первую мировую войну для защиты своих братьев — сербов. Царь всегда искренне и по-братски относился к нашему народу, говоря чудесные, по сути, евангельские слова о том, что «логика семейных отношений существенно отличается от логики политических отношений: если младшего брата бьют, то старший бросается его защищать по велению своего сердца, не задумываясь о возможных последствиях». А также говорил, что все его усилия будут направлены на сохранение достоинства Сербии, и Россия ни в коем случае не будет проявлять равнодушие по отношению к ней.
Мы никогда не забудем его дружественный жест в Первую мировую войну по спасению разбитой сербской армии (во главе с правительством и верховным командованием), в то время как союзники предали нашу страну и не выполнили своих обязательств. Сам же он в глазах сербского народа всегда был образцом настоящего православного самодержца, который считал своим предназначением служение Богу и своему народу. Как благоверный государь, он являет собой жертвенный пример самого Господа Иисуса Христа. Перед ним стоял тяжелый выбор между Царством Небесным и царством земным. Выбрал бы царь царство земное, быть может, не наступила бы страшная революция 1917 года, да и Сербия бы прекратила свое существование как государство. Царь Николай выбрал Царство Небесное, узкий евангельский путь — путь страданий, но путь вечной жизни. Он прекрасно понимал, что христианская жертва приносится во имя подлинной любви, осознанно и свободно, поэтому и отрекся от престола.
Наш народ с болью и печалью в сердце наблюдал за трагическими событиями в России. Искренне сопереживая страшной участи царской семьи, а также православным христианам в тогдашней советской России, Сербия с готовностью принимала сотни тысяч русских офицеров и солдат, казаков, крестьян, помещиков, рабочих, духовенство, бежавших от советской власти. И делала это из братской любви и из чувства благодарности России и лично императору за его благородный поступок.
Сербская православная церковь широко почитает Св. царственных страстотерпцев также потому, что культ мучеников, пострадавших за веру Христову, нам очень близок. Достаточно вспомнить многочисленные жертвы, понесенных от рук иноплеменников — от Косова поля до жертв последней войны. Вся история наших народов написана кровью мучеников, защищавших Отечество и истинную веру. И на этой истинной вере мы и должны сегодня взращивать новые поколения. Долг перед святыми мучениками обязывает нас не поддаваться искушениям последних времен и продолжать отстаивать наши ценности, как на государственном уровне, так и на уровне каждой отдельно взятой личности: любить и защищать отечество, церковь, семью.
Во многих сербских городах есть улицы, названные именем Николая II, многие патриотические организации названы в его честь. И первый памятник Св. царю Николаю II за пределами России был воздвигнут именно в городе Баня-Лука, столице Республики Сербской в Боснии и Герцеговине.
В знак глубокой братской любви между Русской и Сербской Православными Церквями, в знак дружбы и взаимосотрудничества между нашими народами, появилась идея строительства храма в честь Св. Царственных Страстотерпцев в г. Баня-Лука в РС. Своевременность такого сербско-российского проекта диктуется приближающейся датой- 100-летием гибели царской семьи, но, в первую очередь, необходимостью дать отпор попыткам Запада нарушить традиционные связи между русским и сербским народами. Церковь открывает людям не только истину существования вечной жизни и указывает путь к глубокому изменению и преображению, но свидетельствует о нашей решительности идти за Христом и оставаться верным Его Евангельской проповеди. Социально-экономическое развитие страны несомненно важно, но без духовного роста достичь его будет очень трудно. И в этом мы всегда отличались от Запада: если Запад всегда делал акцент на улучшении качества жизни, старался жить в комфорте, то мы, православные народы, старались все самое лучшее и ценное пожертвовать Богу и Церкви. Посредством воздвижения этого храма Россия значительно расширит свое геополитическое и духовное влияние в РС, а сербы получат духовное подкрепление и сознание того, что Россия и теперь их не оставляет во славу торжества православия. Уже не говоря о Божественной Литургии, которая будет совершаться во Славу Божию и в честь Св. царственных Страстотерпцев. Строительство и освящение собора является для нас приоритетным проектом, и с нашей стороны будет сопровождаться масштабными торжественными мероприятиями. Это будет свидетельством нашей искренней любви к Богу и к братскому русскому народу, свидетельством готовности идти по стопам наших предков, которые в самые сложные времена не отступали от веры, которые всегда уважали и чтили Россию. Выражаем надежду, что этот проект будет совместным.
Хочу также отметить, что этот храм планируется строить в традиционном русском архитектурном стиле — в знак дружбы между нашими народами и в знак благодарности России за ее многовековую помощь Сербии. Уверен, что этот собор станет чрезвычайно интересным культурным объектом города и местной достопримечательностью.
Мы искренне надеемся, что получим духовную поддержку братской Русской православной церкви в этом начинании. Мы очень заинтересованы в совместном обсуждении всех вопросов, которые появятся в ходе строительства Храма, надеемся на помощь в наполнении его тем содержанием, которое будет достойно прославления Св. царственных Страстотерпцев.
На территории храма нам бы также хотелось воздвигнуть памятник российским добровольцам, погибшим в жестокой войне 1992-95 гг., отдавшим свои жизни за сохранение территориальной и духовной целостности нашей Республики Сербской.
Сегодня мы должны объединить свои сердца и волю, чтобы вместе едиными устами и единым сердцем сказать всему миру — и не только сейчас, но и завтра и послезавтра, и пока мы живы, и пока будет жив хоть один потомок сербского народа: Православие — зеница нашего ока, Православие — сердцевина нашего сердца, и мы не можем отречься от него, как не можем отречься от души своей и судьбы своей ни в земной жизни, ни в Божественной вечности.