Как представитель государства-гаранта Дейтонских мирных соглашений я должен выразить особую обеспокоенность по поводу безответственного и неконструктивного характера взглядов на конституционную реформу, содержащихся в Декларации ПДД, заявил посол Российской Федерации в БиГ Петр Иванцов в интервью «Глас Српске».
По его словам, такие предложения должны быть предметом консультаций с представителями всех трех наций, без одностороннего навязывания открыто провокационных идей.
— Нам нужно работать над укреплением межэтнического доверия в стране, а не создавать новую напряженность, — сказал Иванцов.
ВОПРОС: По вашему мнению, принята ли Декларация ПДД на последнем Конгрессе этой партии в соответствии с Дейтонским соглашением и Конституцией страны?
ИВАНЦОВ: На мой взгляд, нет практической необходимости пересматривать Дейтонские соглашения, как это предусмотрено в Декларации Конгресса ПДД. Конституция БиГ уже содержит ряд всеобъемлющих принципов, регулирующих отношения в БиГ, предусматривающих механизмы защиты интересов трех составляющих народов и двух образований. Недопустимо разрушать эту систему. Несмотря на сложность, она абсолютно функциональна. Все, что вам нужно сделать, это последовательно управлять своей страной. Очевидно, что инициативы ПДД, предусматривающие конституционную реформу, противоречат основополагающим принципам Дейтона и опасны, так как могут привести к краху системы этнического баланса, что может иметь очень серьезные последствия. Неудивительно, что два других народа считают это угрозой их положению в стране.
ВОПРОС: Мы являемся свидетелями запоздалого и очень мягкого ответа АВП на этот документ ПДД. Какой должна быть реакция международного сообщества?
ИВАНЦОВ: Я думаю, что комментарии Аппарата Верховного представителя должны быть гораздо более целенаправленными и давать конкретную оценку соответствия конституционных инициатив положениям и принципам мирного соглашения и Конституции БиГ. К сожалению, этого не произошло. Аппарат сначала решил ограничиться безадресным цитированием неких документов от имени Руководящего комитета Совета по выполнению Мирного соглашения, а затем акцентировал тему территориальной целостности БиГ. Я не поддерживаю этот подход. Вещи должны называться их настоящими именами: Декларация несовместима с Дейтонским соглашением как в контексте усилий по изменению территориального и административного порядка БиГ, так и в отношении сокращения основополагающих принципов равенства трех составляющих народов и широких полномочий образований. Я не могу игнорировать тональность и скорость, с которой появляются комментарии АВП в случае информации, поступающей из Республики Сербской. Они мгновенные и очень острые, без причины.
ВОПРОС: Как вы оцениваете текущую внутриполитическую ситуацию в БиГ? Ожидаете ли вы, что стороны согласятся с новым составом Совета министров?
ИВАНЦОВ: Я довольно пессимистичен. Через год после всеобщих выборов победители известны, но Совета министров или правительства Федерации БиГ еще нет. Я также обеспокоен очевидным снижением уровня межэтнического доверия, способности договариваться по вопросам, представляющим взаимный интерес. Это явно противоречит логике мирного соглашения, которое предусматривает диалог, компромисс и согласие между тремя народами в качестве основы для функционирования БиГ. Конечно, было бы хорошо увидеть новый Совет министров как можно скорее. К сожалению, эта тема стала заложником искусственных проблем. Некоторые внутренние и внешние силы, по-видимому, просто заинтересованы в сохранении статус-кво, довольны нынешним составом Совета министров и считают новую конфигурацию неудобной. Вот откуда берутся искусственные проблемы.
ВОПРОС: ANP и членство БиГ в НАТО стали камнем преткновения, подрывающим соглашение об образовании Совета министров, достигнутое в августе. Что вы думаете об этом?
ИВАНЦОВ: Ситуация с ANP фактически привела к тому, что диалог политических партий зашел в тупик, нарушив августовское соглашение, которое действительно казалось рабочим вариантом для установления сотрудничества и, наконец, для формирования Совета министров. Напомним, что с самого начала мы настоятельно призвали стороны сосредоточить внимание на повестке дня, которая их объединяет, и что принципиальные разногласия по таким вопросам, как ANP, остаются для будущих институтов власти, которые следует рассмотреть в соответствии с существующими процедурами в соответствии с правовыми положениями БиГ и ее международными обязательствами. Я думаю, что это совершенно логичный подход. Любопытно, однако, что за подобную точку зрения меня уже успели обвинить во вмешательстве во внутренние дела. Хотя по сути, если сравнивать мои слова с заявлениями того же спецпредставителя Госсекретаря США М.Палмера, то у меня звучит скорее здравый смысл, а не политическая позиция, тогда как американские коллеги прямо говорят, что БиГ должна стать членом НАТО и открыто настаивают на направлении ANP в Брюссель.
ВЛИЯНИЕ
ВОПРОС: Нередко мы слышим о том, что Россия пытается через РС реализовать свое влияние на Балканах. Как Вы прокомментируете это?
ИВАНЦОВ: Действительно, подобные вбросы слышим все чаще. Я обратил внимание, что в последнее время в контексте «негативного влияния на Балканах» нас упоминают наряду с Китаем. И, как правило, подобные тезисы распространяют одни и те же «центры силы». Однако они используют избитые «аргументы», откровенно надуманные и не имеющие ничего общего с реальностью. Повторюсь, наша линия на Балканах и в БиГ продиктована исключительно ответственным стремлением развивать долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество со всеми легитимными политическими силами, содействовать политической и экономической стабильности и безопасности региона. Критериями «влияния» мы не оперируем.