Русско-сербский храм в Баня-Луке, как символ возвращения России на Балканы

Выступление Александра Шинкарева, дипломатического советника МИДа РФ Первого ранга на «Серафимовских чтениях» в Дивеево

Благодаря Господу на святой земле Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря состоялось первое публичное оглашение идеи о сооружении русско-сербского храма, посвященного семье Романовых. Своевременность этой инициативы продиктована как приближающимся столетием со дня трагической гибели царской семьи, так и целым рядом причин, о которых речь пойдет ниже.

Мы еще полностью не осознаем, какие широкие возможности и перспективы открывает перед нами процесс возвращения к Богу русского и сербского народов после разрыва с эпохой социализма. До нашего понимания не всегда доходит мысль, что формулировка об отделении церкви от государства вовсе не означает, что церковь отделена от народа и его насущных проблем. В действительности же, именно государство должно быть заинтересовано в использовании накопленного веками потенциала как православной церкви, так и других конфессий. Только церковь может внести духовную составляющую, которой порой не хватает в деятельности государственных структур.

Церковь может играть значительную роль как в решении внутренних проблем, так и в международных делах. Пример Балкан показывает, что развивать  связи с православными народами только через экономику просто ошибочно. Особенно наглядна в этом плане Черногория. Никогда в истории Россия не вкладывала таких инвестиций в эту страну, как сейчас. И впервые Черногория открыто присоединилась к лагерю наших неприятелей. Непросто складываются наши отношения с Сербией, хотя в экономике здесь у России достаточно прочные позиции. Можно напомнить и о Болгарии, которая буквально выстрелила себе в ногу, загубив крайне выгодные для себя энергетические проекты по сотрудничеству с Россией. Оказалось, что обещания будущих благ при вступлении в Евросоюз и НАТО перевешивают конкретные российские инвестиции.

На этом фоне исключением является Республика Сербская в Боснии и  Герцеговине, где народ и руководство едины в настрое на сближение с Россией. Конечно, определенную роль здесь играет и российское участие в экономике республики. Но самое главное, что сербы РС уже четверть века сталкиваются с западной демократией и не питают на ее счет каких-либо иллюзий. Сначала при активном участии Запада их  страну и  народ разорвали  на части, ввергли в войну со своими согражданами и душили санкциями. Самый сильный военный союз, для которого сербы не представляли какую-либо угрозу, обрушил на них мощь своей авиации и артиллерии, испытывал на них боеприпасы с обедненным ураном. Запад допустил в Боснию отряды террористов из исламских стран и вторжение армии соседней Хорватии, причем  те и другие действовали в отношении сербского населения  с одинаковой жестокостью. В дополнении к этому сербов обливали грязью средства массовой информации  всего мира, делая из них кровавых монстров.

Навязав Боснии мир на своих условиях, в результате которого страна оказалось под международным контролем, Запад продемонстрировал свою полную несостоятельность в деле мирного строительства. За двадцать с лишним лет в условиях международного протектората не удалость создать эффективного государства, достигнуть хотя бы предвоенного социально-экономического уровня и сблизить позиции трех боснийских народов.

Выжить и выстоять все эти годы сербы могли только при условии прочного единства народа. В политическом плане их сплачивала созданная ими Республика Сербская, в духовном – православная вера. Именно во время войны произошло массовое возвращение сербов на многовековой путь к Богу, с которого они сбились во времена социалистической Югославии. Церковь стала тем местом, где измученный народ черпал духовные силы и надежду.   И произошло то, что можно назвать чудом. Несмотря на колоссальное давление со всех сторон сербский народ устоял и  не сдал своих позиций. Теперь в ответ на обещания вывести их на дорогу к евроатлантическому раю, сербы продолжают строить церкви. Число таких строек в послевоенное время просто поражает и открытие новых или восстановленных храмов и монастырей здесь явление постоянное. Тем не менее, случай с сооружением  одного храма особенно показателен.

На долю небольшого села Ритешичи выпала непростая судьба. Пять раз его сжигали разные завоеватели. Впрочем, это обычная история для большинства сербских сел. И теперь жители этого села для защиты от будущих нашествий решили построить монастырь, посвященный святой праведной блаженной Матроне Московской. Они считают, что покровительство этой русской святой может обеспечить их будущую безопасность. На вопрос же: «А как же натовский зонтик, который будет вас прикрывать? – вам ответят, что жизнь научила их не верить ни НАТО, ни американцам, а надеются они только на Бога и Россию».

Такие слова ко многому обязывают, тем более, что в боснийском конфликте российская сторона, действуя в угоду США, сыграла неприглядную роль. Хорошо, что сербы видят новую Россию и не вспоминают старое. Но нам самим, вероятно, все-таки стоит помнить, что определенный долг перед боснийскими сербами за грехи в 90-х на нас остался. И как представляется, вернуть его сейчас такая возможность появилась.

Выше упоминалось, что строительство церквей в Республике Сербской идет поразительными темпами. Но, даже на этом фоне,  выделяется активность в этом плане епископа Банялучского Ефрема, который в своей епархии (небольшой по российским меркам-300 тыс.жителей) построил 247 храмов. Однако, по его словам, он не будет удовлетворен своей работой, пока не будет сооружен главный храм в его жизни – русско-сербский. Сейчас владыка дал благословление на проработку инициативы по воздвижению такого храма в Баня Луке, посвященного семье Романовых.  Не вызывает сомнения, что это должен быть наш совместный проект, поскольку нам этот храм нужен не меньше, чем сербам. Во-первых, лучшего памятника семье Романовых, которая была покровителем и защитником православных народов, не придумаешь. Особенно важно организовать  самое широкое участие  в этом деле как с российской, так и сербской сторон. Нашим гражданам это поможет вернуться к традициям русского православия: проявлять заботу о других православных народах, сербам – укрепить веру в Россию. В таком случае храм станет подлинным символом возрождения Россия, ее возвращения на Балканы. Одновременно это будет новый шаг в развитии народной дипломатии, основанной на православии. Тот факт, что речь идет о небольшой республике, не должен смущать. В случае, если русско-сербская церковь будет возведена, она станет заметным явлением во всем православном мире. Главное, что боснийские сербы больше всех заслужили право на такой храм.

По поводу возможных замечаний в том духе, что сейчас не время для таких проектов, поскольку  страна переживает непростой период, можно напомнить один эпизод из нашей истории. В середине 19 века после поражения в Крымской войне Россия оказалась в куда более сложном положении. Трудно представить себе, что кто-то тогда мог вспомнить о Боснии. Тем не менее,  весть о том, что турки в  Сараево впервые за несколько столетий разрешили строительство православной церкви, нашла  широкий отклик в российском обществе. Деньги собирались по все стране. Наибольший взнос сделала царская семья. Так, что сами Романовы нам указали: ситуации неподходящей для строительства храмов не существует.