Сербская художница Весна Симич – о творчестве, радио, гедонистической сербской кухне и сербских школах в России

Известная сербская художница с удовольствием поделилась с читателями портала «Республика Сербская по-русски. Россия по-сербски» (RSRF.RU) яркими моментами своей биографии, секретами балканской живописи и гастрономическими предпочтениями.

Её картины в руках коллекционеров по всему свету, в русских церквях и деревушках. Как талантливого мастера, многократного участника выставок в московском Доме кино, галерее «Живая жизнь» и других культурных площадках, Весну стремятся пригласить на творческие вечера и мероприятия сербской культуры.

– Что было для Вас решающим импульсом в начале творческого пути? Что побудило стать художником?

– Я с детства знала, что буду художником. Решительно идти к намеченной цели я задумала, очутившись на пролётке сербского образования. Здесь система обучения «8+4», то есть восемь лет основной школы и четыре года обучения в профильных классах. Я специально пошла учить французский, потому что мечтала, как художник, уехать во Францию и стать известным человеком (улыбается. А. С.). Талантливых и знаменитых сербов в Лознице, откуда я родом, много. Например, Мича Попович в 1952 году уехал в Париж и стал великим художником. Это был предел моих мечтаний, поэтому я пошла в класс французского языка.

Я понимала, что отметки у меня будут не идеальные, но твёрдо решила: никак иначе. Так и случилось: закончила гимназию с тройкой по французскому. Однако должна признаться: единственный раз мне всё же удалось получить пятёрку по этому предмету. В один из дней преподаватель попросил меня написать картину по открытке, которую ему прислали из Франции. Я с радостью взялась за дело и погрузилась в творческий экстаз до самого утра. Закончив работу, я была довольна собой. Думала, как сейчас отнесу полотно в школу, покажу его одноклассникам, учителям… И, отвлёкшись от мирской суеты, я опрокинула чашку кофе на этот рисунок! Это было ужасно (вздыхает.А. С.), но делать нечего – в таком виде отнесла его в школу и получила долгожданную пятёрку. По рисунку. Учительница была строгой женщиной. Она говорила: «Господь-Бог знает на пятёрку, я преподаватель на четвёрку, а вы – как получится» (смеётся.А. С.)

Я не жалею, что мне не суждено было перебраться на Запад – на Востоке всё-таки лучше! По завершении обучения я поехала поступать в одно из высших учебных заведений Белграда по велению родителей. Но, выражаясь языком нынешних студентов, «завалила» вступительные испытания. Пришлось вернуться домой. А вскоре папа послал запрос в МГАХИ им. В.И. Сурикова в Москве вместе с моими картинами, и меня неожиданно пригласили на первый курс. Так что грёзы о французской карьере остались позади, в юности.

– «Тройки» в школе ещё ничего, а вот «колы»…

(Вздыхает.А. С.) И такое у меня бывало! Единственный раз я получила эту низкую отметку в четвёртом классе, по ИЗО. Нам задали домашнее задание – сделать рисунок на лёгкую и красивую тему «Золотая осень». Так одноклассники один за другим приходили ко мне домой, чтобы я помогла им с рисунком. В это время наш учитель, по совместительству сосед, спокойной покуривая, смотрел на происходящее с балкона. Друзья были уверены, что на следующий день получат ту самую желанную пятёрку.

Наутро наш строгий и красивый учитель приподнял брови, и я поняла, что сейчас будет что-то. Он попросил детей поднять вверх свои рисунки и… О чудо! Все они оказались одинаковыми – я получила «кол».

– В чем особенность сербской живописи?

– В двух словах не опишешь. Тут нужно понимать, что имеется в виду под сербской живописью. Лучше говорить о «югославской», или древней живописи, времён союза Сербии, Хорватии и Словении. Опираться же стоит на старосербское средневековое творчество. Для меня этнические цвета Сербии тесно связаны с палитрой росписей в храмах и монастырях Косово. Ведь эти творения создавали первые художники, и именно там родилась наша живопись. По сути, это и есть образец. Есть тот истинный цвет, который каждый человек должен понимать, чувствовать, воспринимать, как частичку себя. Каждый художник пропускает через внутренний взор всё, что он видит. В то «золотое» время были очень толковые мастера иконописи и мозаики. Одна церковь Богородицы в Левишке и Студенице чего стоит! В общем, куда не зайди, везде найдётся что-то необыкновенное, радующее глаз.  Мы должны гордиться нашими великими предшественниками и брать с них пример, возвращаться к своим истокам, а не воспринимать всерьёз современное, «распиаренное» западное «творчество».

На всех моих картинах красуются пейзажи Сербии, запечатлённые в воспоминаниях, в том числе детских. Букет цветов в национальных оттенках Сербии – это черный, красный, жёлтый и золотой. Это сильно отличается от русской живописи. Но ценителям из России нравится. Говорят, это жизнеутверждающие цвета.

– Получается, любой пост-югославский художник должен иметь историческую базу, помнить своих соотечественников, только начинавших воздвигать алтарь балканского искусства?

– Да, именно так. Ясно, что любой пост-югославский художник оригинален и имеет свою энергетику, своё воспитание в живописи, свою красоту. Он имеет полное право вносить в искусство новые мотивы и художественные дополнения. Но опять же, должен быть какой-то стержень, от которого автор отталкивается. Такая азбука.

– В любом случае, он дитя своей культуры, он вырос на этом.

Да, сейчас много выпускников художественных институтов занимаются живописью, но совершенно не чувствуют этническую нить, предрасположенность к ней. Я понимаю, что мы люди мира и должны всё осовременить. Почему русского художника сразу видно? Потому что у него есть классическая школа, которую не отнять. Русского мастера замечаешь сразу.

– И он отличается от сербского?

Да, все верно, отличается. С кем вы точно не перепутаете ни первого, ни второго, так это с китайцами. Они очень большие трудоголики в живописи. Сейчас их стало очень много в институтах России, и не случайно – они действительно пишут очень здорово. Единственный недостаток художников Поднебесной, на мой взгляд, заключается в том, что они с головой погружаются в работу. Это немножко неправильно. Художник должен заниматься воспитанием себя и людей вокруг, быть разносторонним и черпать из разных сосудов жизни важные советы, напутствия. Фанатичность ещё никогда не способствовала подлинному успеху. Однако нам есть чему поучиться у этих ребят.

Есть в Москве какая-то площадка, идеально подходящая для организации художественных выставок?

– Раньше в центре столицы, в прекрасном особняке XVIII века, находился Фонд славянской культуры и письменности. Он был здесь годами, а в 2019 году его просто закрыли – все имущество конфисковали, и фонд остался без рабочего пространства и средств к существованию. На бумаге он есть, но на деле – нет.

Из-за сумбурных обстоятельств, руководители Фонда были вынуждены брать в аренду помещения библиотеки и другие объекты, так или иначе похожие на галерею. Вы не понаслышке знаете, в какую «копеечку» обходится такая сделка в Москве. Добавьте к этому приглашения на творческие мероприятия известных деятелей культуры. Все художники в Москве переживали эту утрату и осуждали несправедливую акцию со стороны властей.

Творческий процесс на базе ФСП

– В 2000-е вы приезжаете в Россию, и начинаете работать на радио…

– Действительно, в 2005 году я устроилась диктором на радиостанцию «Голос России» – занималась культурными связями России и Сербии. Все события мы освещали широко, чувствовали свою вовлечённость в их течение. Лучше всего говорить о культуре, вести просветительские программы, рассказывающие о дружбе между сербским и российским народами.

Однако были и тяжёлые темы для обсуждения, о которых трудно говорить на широкую аудиторию. В 2005 году мы были вынуждены комментировать несчастную годовщину бомбардировок Югославии. Этому нет оправдания, мы переживали дни траура, было сложно написать очередной материал, взять интервью. (с горечью вспоминает.А. С.) Чем больше времени проходило, тем тяжелее ощущался «постсиндром».

Профессия диктора, бесспорно, увлекательна и достойна уважения, но предполагает ответственность и независимость в оценке происходящего. Она оставляет свой отпечаток. Тем не менее я рада, что много лет занималась делом, которое мне по-настоящему близко.

– Всё-таки лучше рассказывать о позитивных моментах?

– Безусловно, в особенности если они переплетаются с культурной сферой русско-сербских взаимоотношений. Такие события я ходила освещать с большим удовольствием, и интерес к ним сохранился. Культура интернациональна, она не имеет религии. Через культуру надёжнее и мягче знакомиться.

– А почему вы ушли с любимой работы?

– Нас просто-напросто сократили. Модный ребрендинг «Голос России» стал «Cпутником» в странах, откуда уже шло вещание. Три тысячи человек оказались, что называется, на улице. Нужно было срочно перестраиваться, искать для себя смежный род деятельности. Мы решили попробовать записать аудиокниги для детей, где рассказывались бы сказки.  Потом вектор нашей работы повернулся в сторону взаимоотношений России и Сербии, потому что этим надо было заняться вплотную. Каждый последующий проект был лучше предыдущего, но, конечно, не всё получалось с первого раза. Я и команда смогли заинтересовать новых зрителей и потенциальных участников. Некоторые стали нам настоящими друзьями. Отмечу, что было много мероприятий в Доме национальностей города Москвы.

В 2020 году я принимала участие в воронежском фестивале «Сербия рядом – 2020», организованном Центром «Русско-Сербский Диалог», где меня восторженно попросили провести незапланированный мастер-класс по живописи. Все участники были счастливы, держали в руках настоящие картины, написанные своими руками! А по окончании кулинарного мероприятия, включённого в основную программу, я подарила основателю кулинарной школы Евгению Тимофееву одну из своих картин. С тех пор атмосфера Балкан не покидает школу!

Весна Симич и директор Центра «Русско-сербский диалог» Евгений Осенков

– У такого творческого человека как Вы, наверное, и соответствующий круг знакомств?

Род деятельности у моих знакомых и друзей разнообразен, они такие разные! Это люди, занимающиеся художественной фотографией, поэты, художники, специалисты по керамике. У меня большой круг общения, но исключительно родных и близких людей я выделить не могу, разве что мужа. Мы с ним совместно работаем – переводим тексты с русского на сербский. С удовольствием поблагодарю тех, кто был для меня значим в какой-то период жизни. Есть одна женщина, которая помогла мне начать выставочную жизнь в Москве.

Я познакомилась с Татьяной Евгеньевной Панич, директором галереи «АрденА» при Фонде славянской письменности и культуры. Так совпало, что я её интервьюировала когда-то. Она пригласила меня на одну из выставок, посмотрела мои работы. На тот момент моя техника была несовершенная, да и тематика оказалась неподходящей, но Татьяна тем не менее дала мне шанс. В дальнейшем мы плотно сотрудничали. У неё много регалий: вице-президент Международной академии современных искусств, академик МАСИ, президент международного конкурса «Искусство.

– Какие мероприятия с Вашим участием были проведены?

– Есть давнее желание организовать в Крыму «Дни Сербии». Ввиду ограничений, связанных с коронавирусной пандемией, неизвестно, когда это будет, но я надеюсь, все получится. Нам нужны творческие люди, готовые на разных фестивалях представить Сербию. Нам помогает театральная группа, вокально-инструментальный коллектив: в нём участвуют девушки-сербки. Вместе всегда проще и интересней. Здорово, что заметили мою творческую группу «Арт гнездо Сербия» (основана в конце 2019 года.RSRF.RU).

В Иванове, одном из главных центров российско-сербского сотрудничества, как на беду, не было мероприятий. Зато мы ездили в Ногинск, в ближайшее Подмосковье: Серпухов, Чехов. У нас там были выставки и концерты. Спешу огорчить, но что поделать: наша творческая музыкальная группа к настоящему времени перестала существовать. Пока не удалось достичь совместных договорённостей с посольством Сербии в России. Посему в 2019 году мы перестали колесить по России, хотя это был очень классный проект.

Уже потом я самостоятельно собирала ребят, познакомилась с организацией «Культурная идея». Ей приглянулась сербская тема. Благодаря их поддержке мы организовывали три года подряд «Дни Сербии на Тверской» – это недельный фестиваль, у которого была очень обширная и богатая программа как для взрослых, так и для детей. ­­­­Мероприятие получило большой отклик: на площадке было семьсот человек, что даже для Москвы довольно солидно.

Фестиваль «Дни Сербии на Тверской»

Кстати, на этом фестивале людям приходилось стоять за дверью, так как заполняемость зала была небольшой из-за всем известных ограничений. Больше желающих мы принять не смогли. Люди смотрели через окна на концерт, который проходил внутри. Это был и смех, и грех, но здоровье гостей для нас – всегда первоочередная забота.

– У Вас открылись новые перспективы по приезде в Россию. Какие мечты Вы бы хотели здесь осуществить?

– Главное, чтобы все шло своим чередом. Я очень рада, что живу в стране, где очень уважают православную культуру. Наши земляки здесь не чувствуют угрозу ни в чем – они как у себя дома. Если бы мы жили в какой-нибудь католической стране, уверена, отношение к православным сербам было бы иное. В России мы у истоков, у своих корней, по крайней мере, я чувствую, что вернулась к чему-то такому, с чем я с каждым годом ощущаю всё большую связь. Мне очень близки русские деревни и менталитет местных жителей.

А ещё очень люблю ездить на пленэры за город, в Подмосковье. В ближайшем будущем хочется поехать ближе к Екатеринбургу, за Уфу. Есть прекрасная программа «Русская Атлантида», цель которой – собирать художников по России и миру. Итальянцы, индусы, британцы, сербы – все приезжают сюда и десять дней живут и общаются с коллегами на бесплатной основе, потому что мы проживаем в монастырях при церквях, в гостевых домах или гостиницах. Дело в том, что мы всегда дарим храму одну свою картину. А задача программы – участие в десятидневном пленэре, который пройдёт в 2021 году с апреля по октябрь. Десять дней в каждом городе: от Калужской области до Башкирии! Это очень интересная география, я повстречала много достойных людей. Опыт обмена профессиональными знаниями, да и просто жизненными байками – это бесценно, конечно. Встречаются и единомышленники. Вообще, замечательно, когда есть уникальная возможность общаться, делиться искусством, показывать свои работы и учиться новому. В конце нашей программы организовывается выставка.

Красота «Русской Атлантиды»!

Так оставляешь свой след, кому-то даришь свои произведения. Это прекрасно! Такими способами я тоже рассказываю о Сербии, о Лознице, открываю неизвестные факты. От своих коллег я, в свою очередь, узнаю много нового об их странах. В любом случае, чем больше путешествуешь, общаешься с людьми, тем духовно богаче становишься. «Жизнь – это движение», – говорил Аристотель. Поэтому крутите педали постоянно, а если остановитесь – сами виноваты! («Жизнь как велосипед: чтобы удержать равновесие, приходится постоянно двигаться». Альберт Эйнштейн.– А. С.)

– Расскажите о философии пленэра. Каковы его задачи?

– Пленэр, в первую очередь, – особое времяпрепровождение. В переводе с французского означает «на открытом воздухе». Он может быть самостоятельный или групповой, организованный, когда творческие коллективы, лицеи и союзы выезжают, например, на академические дачи под Питером и проводят там две-три недели в работе. Параллельно общаются, а потом организуют выставки. Делается много качественных фотографий, чтобы в зимнее время по фотокарточкам можно было что-то доделывать.

Стоит заметить, что живопись на открытом воздухе осталась только в России – в остальном мире это забылось. Сейчас все пишут с фотографии, в мастерских, что не есть правильно. Допустим, когда светит солнышко, ты должен использовать этот момент, потому что другого такого больше не будет – придётся ждать до следующего дня. Очень важно дорожить этими ценными минутами и часами и идти к своей цели.

Когда я была в Сербии, видела одного художника на пленэре, который пишет акварелью. Прошла мимо него раза три: не буду же я мешать творческому процессу! Немного погодя спрашиваю: «Вы из России?» – «Нет, с Украины». Ну и поговорили немножко на-русском.

В Черногории пленэры пользуются популярностью ежегодно. Пишут черногорцы с рассвета до заката. Ночью пишут, пока другой европеец сфотографирует и пойдёт в закрытое пространство под лампочки – будет писать при искусственном свете. Мне непонятно, зачем они это делают. Единственное объяснение: время – деньги. Для них больше, значит лучше, а на деле количеству должно противопоставляться качество. Вот почему на мировом рынке произведений искусства лидируют русские и китайские художники.

Не сомневаюсь, что есть люди, которые всё успевают, но я за то, чтобы успевать поменьше, а делать качественнее. Когда проходят балканские мероприятия, дают кучу разных заданий, идей. Приходится вежливо отказываться от нескольких предложений, иначе на выходе будет непонятно что.

Думаю, пора проводить российско-сербские пленэры в регионах России. Есть предварительная договоренность с Центром «Русско-Сербский Диалог» по мероприятиям в Воронеже и Иванове в рамках форумов и фестивалей. Думаю, это были бы интересные события для жителей и художников этих регионов, такие моменты очень сплачивают наши родные народы.

– Пора поговорить о сербской кухне. На разных порталах, посвящённых сотрудничеству России и Сербии, то и дело проскакивают уникальные рецепты, которыми Вы бескорыстно делитесь с читателями. В чем же различие сербской и русской гастрономии?

– Это сложный вопрос для меня, потому что я очень долго живу в Москве и готовлю обычную русскую еду, даже не пытаюсь готовить сербскую, потому что самые вкусные пельмени – в России. Я делала их у себя в Лознице, но это не то. Ты должен есть блюдо там, откуда оно родом. Можно добавить какую-то нотку к праздничному застолью. Я пеку много мучных изделий, люблю куличи. Всей семьёй мы делаем по десять-пятнадцать штук к Пасхе, (воодушевлённо рассказываетА.С.), всех поздравляем, яйца красим и освящаем.

Если честно, русская кухня мне нравится больше всего: блюда, которые запекаются в духовке, томятся, что-то в этом духе. В сербских блюдах много мяса и жира, они очень сытные. В этом они немного схожи с кавказскими или украинскими национальными кушаньями. В общем, питаться нужно сбалансированно: есть больше овощей и фруктов! (Намекает на пользу вегетарианства. А. С.)

Справка: сербскую кухню по достоинству можно назвать «гедонистической»: например, чевапчичи, плескавица – сытные и жирные мясные блюда, а палачинки – блины с различными начинками. На десерт могут подать стакан холодной воды со слатком – земляничным или черничным вареньем.

– Возможно, русская кухня попроще в каком-то плане?

– Ну, да, на мой взгляд, попроще. В любом случае, не люблю их смешивать. Когда я еду в Сербию, беру с собой гречку, пшено, горох и там всё готовлю. Это дело не только привычки. Традиционные русские крупы в Сербии стоят дороже в разы и розничный развес не соответствует «русским стандартам». Вместо привычного килограмма будет всего лишь 250 граммов за ту же цену.

Для меня однозначно нет ничего лучше, чем достать вечером томлёную гречку с сахаром и поесть с удовольствием. Я ездила по российским деревням, видела, как готовятся русские блюда. Я в принципе люблю готовить, что уж скрывать! Особенно вкусняшки деткам.

– Что бы Вы хотели подарить себе и окружающим?

– Наверное, устроить какой-то культурный, литературный вечер. Я очень люблю читать стихи и прозу, участвовала во многих конкурсах чтецов – любимая работа диктором даёт о себе знать. Хочется читать Чехова в переводе на сербском. На разных мероприятия я так читала Ахматову. Это тоже настоящий культурно-языковой обмен. Гости прочитали произведение на русском и на сербском, сравнили, обсудили его. Это как просветительское удовольствие. Моя ежедневная цель – заинтересовать, воодушевить, чтобы человек улыбнулся и был в хорошем настроении.

Главное, что я поняла: важно собирать людей не только по Москве, но и во всех регионах России. Немалые диаспоры сербов живут на Севере, в Крыму и Краснодаре.

Недавно осуществилась наша общая мечта. С сентября, спустя много лет, в Москве вновь открывается сербская школа для детей из диаспоры по инициативе Управы по сотрудничеству с диаспорой и регионом (директор Арно Гуйон). Я же буду координатором её деятельности в Москве. Счастье, что аналогичные учебные заведения в ближайшее время появятся в Сочи и Санкт-Петербурге. Будет здорово, если такие школы откроются и в других регионах России! Я буду стараться работать так, чтобы каждый ребёнок, зайдя в класс, почувствовал теплоту сербского гостеприимства.

Многие художники очень любят Сербию. Они уезжают, приезжают, говорят по-сербски, хотя были тут всего две недели. Кто-то покрестился здесь, принял веру, кто-то купил дом, кто-то привёз собаку в Россию (смеётся.А. С.) – вот такие вещи бывают. Сербия – младшая сестра России!

Фотографии для материала любезно предоставлены Весной Симич.

Беседовал Александр Серегин

alexandar_rs@internet.ru