Экономическое сотрудничество как естественное развитие культурной и духовной общности

29 мая было подписано Соглашение о сотрудничестве между Республикой Сербской и Нижегородской областью.

Сопредседатель Центра делового сотрудничества с Республикой Сербской в Нижнем Новгороде рассказывает о впечатлениях от участия в поездке представительной нижегородской делегации в Баня-Луку и анализирует значение самого Соглашения.

Юрий Владимирович, если можно, пару слов о самой делегации и о цели поездки…

Целью было проведение переговоров с представителями власти и делового сообщества Республики Сербской и подписание исторического Соглашения о сотрудничестве между Республикой Сербской и Нижегородской областью. Российскую делегацию возглавил исполняющий обязанности вице-губернатора Нижегородской области Евгений Борисович Люлин. А по прибытию делегации в Баня-Луку к ней присоединился и специально пребывший из Сараева заместитель посла Российской Федерации в Боснии и Герцеговине Петр Фролов.

Хотя Центр Делового Сотрудничества с Республикой Сербской, где вы являетесь сопредседателем, и не был подписантом Соглашения, но его вклад в это историческое событие бесспорный…

Да, переговоры, которые привели к заключению Соглашения, да и во многом и само его подписание было инициировано Центром, но из этого бы ничего не вышло, если бы наша инициатива не была бы в свое время поддержана Правительством Республики Сербской и Правительством Нижегородской области. Этому событию предшествовали два года многочисленных переговоров, рабочих встреч, взаимных обменов делегациями деловых кругов, организатором которых был наш Центр. Лишь только после того, как стало ясно, что будущее Соглашение станет опираться на конкретные направления реального сотрудничества,  были согласованы форматы и сроки его подписания. Хотел бы отметить, что данное решение утверждалось в органах федеральной власти.  Как видите, этому событию было уделено самое серьезное внимание в Москве.

Как бы то ни было, но 29 мая Соглашение о сотрудничестве было скреплено подписями вице-председателя правительства РС Антона Касиповича и Евгения Борисовича Люлина.

То, что Евгений Борисович стал главой делегации – не случайно. Ведь именно он курирует в нашем Правительстве основные блоки промышленности, предпринимательства и сельского хозяйства.

После церемонии подписания состоялась личная аудиенция у Президента Республики Сербской Милорада Додика, который, несмотря на сверхзанятость, связанную с  предвыборной кампанией, уделил значительное внимание этому событию и подчеркнул его важность.

Помимо торжественной части, были ли какие-то рабочие встречи?

Да, разумеется. В частности, состоялись очень насыщенные переговоры членов делегации с министром промышленности, энергетики и горного дела Республики Сербской Петером Джокичем, с другими официальными лицами и – что очень примечательно – с представителями деловых кругов Республики.

Наверное, наиболее полно деловые круги Республики были представлены на встрече в Торгово-промышленной палате РС?

Тон этой встрече задало выступление ее руководителя Драгана Ристич, которая подчеркнула перспективную роль малого и среднего бизнеса в реализации положений Соглашения. Вообще же, если говорить о конкретных направлениях сотрудничества и даже конкретных проектах, то здесь просматриваются интересные перспективы. В частности, помимо уже реализуемых направлений сотрудничества в области промышленности и сельского хозяйства, представляется многообещающим возможное вхождение на рынок РС производств нижегородских предприятий, которые заинтересованы в сотрудничестве со странами Евросоюза.

О возможной роли Республики, да и всей Боснии и Герцеговины, как своеобразного моста между Россией и Евросоюзом уже говорится не в первый раз…

И это естественно. Ведь в России существуют ряд интересных для зарубежных предпринимателей преференции — в частности, в области таможенных правил и квот – для продукции, импортируемой из Боснии и Герцеговины. С другой стороны, в рамках Дейтонских соглашений, есть схожие льготы для Сараева и Баня-Лука со стороны Евросоюза. А заинтересованность в преодолении санкционных барьеров есть с обеих сторон. Это может стать весьма существенным стимулом для принятия решения о создании, например, совместных предприятий с участием российского капитала на территории Республики.  Возможен и обратный процесс…

Вы считаете, что именно близость к ЕС может заинтересовать нижегородских предпринимателей?

Не только. Таких факторов несколько. В Республике живут образованные люди с европейской ментальностью, желающие и умеющие работать на позициях, требующих высокой квалификации.  Или такой фактор: в РС очень низкая стоимость электроэнергии, формируемая за счет ее собственного производства на тепло- и гидроэлектростанциях. Надо сказать, что эффективное использование собственных ресурсов позволяет не только покрывать потребности региона в электроэнергии, но и экспортировать ее за рубеж.  А ведь это одна из важнейших составляющих себестоимости продукции. Вот почему уже сейчас Центром Делового Сотрудничества с РС ведется работа с нижегородскими предприятиями, заинтересованными в открытии собственных производств на территории Республики Сербской. Ведь помимо всего прочего это еще и экспорт российских технологий. Не говоря уж про новые рабочие места в братской Республике.

Говорят, что какие-то идеи родились прямо в момент обсуждения?

Да, в частности во время встречи возникла идея закупки продукции нижегородского автопрома для нужд Республики. В частности, речь шла о коммерческом транспорте, выпускаемом группой компаний «ГАЗ»,  которые стоят дешевле своих европейских и дальневосточных аналогов.

Мы слышали, что еще одно интересное предложение родилось во время посещения делегацией крупнейших промышленных предприятий, расположенных в Баня-Луке…

Да, и мы очень благодарны Правительству Республики Сербской за организацию этих встреч. В частности, мы посетили АО «Космос», специализирующееся на ремонте и техническом обслуживании радиолокационной и ракетной техники. Фактически это государственное предприятие, заинтересованное в высокотехнологическом сотрудничестве с российской стороной. И таких предприятий, желающих, к примеру, принять участие в организации совместных производств, немало.

Правительства Республики Сербской и Нижегородской области при содействии нашего Центра будут отрабатывать конкретные планы по реализации Соглашения о сотрудничестве, в которые уже войдут конкретные проекты

Раз уж мы заговорили про наукоемкие производства, требующие высоко квалифицированных кадров, имеет смысл упомянуть и визит делегации в Университет Баня-Луки, который также был в программе визита…

Визит в этот Университет был закономерен. Это не только крупнейший вуз в Республике, но и образовательное учреждение, с которым уже активно сотрудничает ряд вузов Нижегородской области. В свое время Центр Делового Сотрудничества инициировал и обеспечил подписание Соглашения о сотрудничестве между Университетом Баня-Луки и Нижегородской Государственной сельскохозяйственной академией, а также Нижегородским Государственным лингвистическим университетом. Сотрудничает этот Университет и с нашим ННГУ имени Лобачевского.

Во время встречи акцент был сделан на программах по обмену студентами и профессорско-преподавательском составом. Здесь также важно отметить роль такой организации, как Россотрудничество, которая выделяет квоты для бесплатного обучения студентов из Республики Сербской в Российской Федерации.

Вы как-то обмолвились, что особый импульс принятию решения о подписании Соглашения, в основе которого заложено экономическое сотрудничество, дал совместный православный проект. Более того, вы отметили, что этим проектом мы фактически воплощаем многовековую дружбу русского и сербского народа в некое  зримое свидетельство.  Что Вы имели в виду?

Это очень интересный момент, на который хотелось бы обратить ваше особенное внимание: действительно, это именно тот случай, когда культурная общность, взаимное духовное притяжение вылилось в полномасштабное экономическое сотрудничество и, в конечном итоге, в подписание Соглашения между двумя братскими регионами…

Но для пояснения нужна небольшая предыстория. С сербами нас давно и прочно связывают эпизоды общей истории и традиционная взаимная симпатия, которая зиждется на единой православной вере. Сербская и Русская православные церкви находятся в постоянном общении, проводят совместные службы, почитают одних и тех же святых. Практически в каждом сербском православном храме можно увидеть иконы почитаемых и у нас святых: Серафима Сарвского, Александра Невского. С особым пиететом в Республике Сербской относятся к русскому царю Николаю II, причисленному Церковью к святым царственным страстотерпцам.  По сути, Республику Сербскую можно назвать форпостом православия в Европе, которая, находясь на стратегических путях Запада и Востока, первой встает на защиту нашей общей веры, отражает идущие извне нападки на Церковь. Не случайно Николай II, осознавая значимость Сербии для всех православных народов, не раздумывая встал на ее защиту в Первой мировой войне.

В один из своих визитов в Республику Сербскую я узнал, что в Баня-Луке на этапе тогда еще согласования проекта местная епархия во главе с епископом Ефремом вынашивает идею строительства русско-сербского храма во славу Николая II и его семьи. Это должно было стать поистине историческим событием как для Республики Сербской, так и для России. Но, к сожалению, в России об этом практически ничего не знали. Нужно было привлечь внимание и российских православных общественных организаций, и будущих меценатов. Для меня, как члена Нижегородского отделения Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), выбор был очевиден.

К слову, это старейшая общественная организация России, основанная по указу Александра III еще в 1882 году. Его задачами являлись содействие православному паломничеству на Святую землю, научное палестиноведение, востоковедение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока. После возрождения ИППО в наше время, ее задачи расширились до культурного сотрудничества со всеми православными народами.

Мое обращение с предложением участия в проекте строительства Храма было горячо поддержано  руководителем Нижегородского отделения ИППО профессором Олегом Колобовым и  ответственным секретарем отделения  профессором Светланой Колобовой. Благодаря им идея была доведена до руководителей ИППО и облекла формы конкретного проекта, внесенного в план деятельности Общества. Поддержка обеспечивалась на самом высоком уровне, ведь  председателем ИППО является бывший премьер-министр России Сергей Степашин, обязанности председателя его попечительского совета несет на себе Патриарх Московский и Всея Руси  Кирилл, в числе членов совета – министр иностранных дел России Сергей Лавров.

ИППО совместно с нашим Центром делового сотрудничества реализовало ряд общественно важных проектов по привлечению внимания общественности к идее строительства Храма, из которого мне хотелось бы выделить фото – выставку, посвященную Николаю II  «Вместе с царской семьей», которая прошла в Баня-Лука. Мы тогда обеспечили присутствие на ней епископа Городецкого и Ветлужского Августина, что стало для православных сербов настоящим духовным праздником.

На мой взгляд, чрезвычайно важно, что во время своего посещения Республики Сербской в конце апреля этого года Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, подчеркнула роль ИППО в диалоге между нашими народами и обратила особое внимание на реализуемый по инициативе и при поддержке Общества проект строительство в Баня-Луке Русско-Сербского Православного Храма в честь Царственных Страстотерпцев.

В конечном итоге активное участие ИППО позволило придать необходимый динамизм реализации проекта и уже в конце июля этого года в Баня-Луке планируется освящение фундамента будущего храма. Кстати, от ИППО в него будет заложен сохраненный и безвозмездно переданный православными активистами камень с места расстрела семьи Николая II в Ипатьевском доме.

Забегая немного вперед, скажу, что в конечном итоге эта тема оказалась настолько востребована, что было принято решение открыть отделение ИППО в Республике Сербской, руководителем которого стал настоятель Храма Святого Василия Острожского в Баня-Луке протоиерей отец Миладин Митрович. Это была дань без преувеличения определяющей роли в установлении и развитии духовного и культурного сотрудничества Республики Сербской и Нижегородской области, которую сыграл и продолжает исполнять отец Миладин.

И как же дальше прослеживалась связь  ИППО с этим историческим событием подписания Соглашения с Республикой Сербской?

В члены ИППО вступил ряд православных активистов из Республики, которые приняли активное участие в осуществлении проектов по образовательному, научному, культурному и деловому сотрудничеству. Фактически сербские члены ИППО организовали «костяк» инициативной группы, которая создала основу для подписания Соглашения.

Одними из первых– и в этом я также усматриваю определенную символичность – в ряды Общества были приняты упомянутый уже мною министр Петар Джокич, а также его ближайший помощник Зоран Савич. Во время своего визита в Нижний Новгород в прошлом году, когда проходили юбилейные торжества по поводу 120-летия образования Нижегородского отделения ИППО, Петар Джокич и Зоран Савич были приняты в его члены. В ходе визита  была организована встреча министра с Евгением Борисовичем Люлиным, во время которой они договорились о возможности подписания Соглашения.

Наверное, символично и то, что свой визит в Республику Сербскую нижегородская делегация начала с посещения строительства этого Храма?

Да, это так. И в тот же день делегацию принял Владыка Ефрем, Епископ Баня-Лучский Сербской Православной церкви. Хотелось выразить особую благодарность за усилия, предпринятые для организации этой встречи уже названного мною отца Миладина Митровича. Во время встречи произошел обмен дарами, в ходе которого нижегородская делегация вручила Владыке Ефрему икону Серафима Саровского как дар от Нижегородской Епархии.

Были ли приняты какие-то решения во время этой встречи?

Одним из результатов встречи стало то, что Евгений Люлин выразил готовность содействовать привлечению в реализацию проекта по возведению Храма средств нижегородских меценатов. Другим – благословение от лица Владыки Ефрема предстоящего подписания Соглашения о сотрудничестве между нашими регионами.

Юрий Владимирович, в свое время вы были одним из тех, кто стоял у истоков этого всеобъемлющего взаимодействия. Во многом это была инициатива частных лиц в Нижнем и в Баня-Луке. Могли ли вы тогда представить, во что все это выльется?

Знаете, сейчас уже можно говорить, что реальность превзошла все мои ожидания. И у меня есть все основания рассчитывать на то, что Соглашение не останется простой «бумагой», а станет одним из реальных этапов развития дальнейшего сотрудничества.