Кинематограф – один из наиболее востребованных культурных кейсов современного общества. Просмотр фильмов заставляет нас задуматься над существом многих вопросов. Сама кинокартина знакомит нас с многогранной жизнью вокруг нас. О творческом наполнении мыслей артиста, о трудностях актерского мастерства сейчас говорят немного. Как стать настоящим актером кино и почему режиссеры «Голливуда» зовут к себе далеко не всех, нашему порталу поведал Йван Добрич – российский актер сербского происхождения.
– Йван, Вы по национальности – серб?
– По словам матери, мой отец югослав, но это, все же, не национальность, а некий объединяющий термин, сродни аналогичным «советский народ» в СССР или «россияне» в современной России. Увидев однажды на kinopoisk.ru биографию югославского актера Петара Добрича (хорвата по национальности) я понял, что особая связь между югославскими народами все же осталась. Хотя все мы прекрасно знаем, что межэтническое родство балканских народов прерывается по религиозной линии, но для меня сербы, хорваты и босанцы до сих пор единый славянский народ. Я не могу быть точно уверен в национальности своего отца. Сложно сказать, кем он был: сербом, хорватом или босанцем… В силу определенных причин мама старается лишний раз об этом не вспоминать.
Но лично для меня Югославия – это прежде всего Сербия, поэтому я ассоциирую себя с сербами. Однако определенности в этом вопросе не хватает до сих пор. Интересно и полезно изучать свои истоки, родословную и биографии предков, но у меня такой возможности нет. Несмотря на все разногласия и сложности, я считаю себя сербом.
– Вы с юных лет были уверены, что станете актером? Каков ваш творческий путь?
– Постараюсь рассказать об этом максимально кратко. В 1994 году вышел фильм «Маска». Исполнитель главной роли, Джим Керри, зацепил меня своей мимикой. На дворе был 1997-ой год, мне очень нравилось смотреть различные комедии – хотел быть похож на известных комиков. Я родился в Сибири, и в то время до моего родного региона все инновации, в том числе новинки кино, доходили с опозданием. Именно в этот год, в возрасте двенадцати лет, я попробовал свои силы в дебютной съемке. Хочется верить, что эту видеозапись можно будет найти на VHS-кассете, оцифровать и следом выложить в своих соцсетях.
Моя творческая карьера начиналась с небольших шагов: я подходил к зеркалу и старался развивать мимику лица. Благодаря подобным упражнениям, с выразительностью мимики у меня никогда не было проблем. Могу сказать, что она у меня незаурядная. В подростковом возрасте я отдыхал в летних лагерях и санаториях-профилакториях. Там я старался принимать участие в различных сценках и постановках. Меня всегда привлекало творческое наполнение мероприятий – я подходил к худрукам и старался показать себя с лучшей стороны.
На рубеже шестнадцати лет я поступил в колледж, который не был связан с актерской деятельностью. Вскоре у меня появился компьютер – возникло желание заниматься мультипликацией. Сам делал свои мультфильмы от зарождения идеи и написания сценария, до отрисовки и анимирования всего мультфильма. Заканчивался процесс озвучиванием персонажей.
В 2007 году, четырнадцать лет назад, я впервые получил возможность попасть на кастинг в полнометражный фильм, увидев объявление. Это удивительный случай, ведь для нашего отдаленного региона съемки кино казались чем-то из разряда фантастики. В кинокартине я сыграл роль друга главного героя. К сожалению, следующий год озадачил нас «волшебным» кризисом – прекратилось финансирование проектов. Деньги внезапно закончились, и я понял, что главного результата мы не достигли — фильм так и не вышел в прокат… Однако первый серьезный опыт стал отправной точкой для моего дальнейшего профессионального пути как киноактера!
– Где Вы получали практические умения для киносъемок? Уверен, в профессиональной среде у Вас были друзья и наставники.
– Я много путешествовал по стране в поисках новых возможностей, но меня надолго «задержала» Москва. Некоторое время я прожил в Белгороде, где познакомился с новым другом, который оказался профессиональным актером и служил в Белгородском драматическом театре. Перед моим переездом в Москву у нас с ним состоялся разговор, в ходе которого мой товарищ неожиданно для меня произнес, как мне тогда казалось, довольно странную фразу, в духе: «Йван, когда приедешь в Москву, иди сразу по всем кастингам, а потом, может быть, и меня к себе в какой-нибудь сериал позовешь сняться!». Я очень удивился и возразил: наверное, все должно быть наоборот. Александр – профессиональный актер, а я простой парень с улицы! Он мог бы позвать меня к себе на съемки, а не я его… На тот момент, до непосредственного переезда в Москву, я не понимал, что имелось в виду. Тем не менее, приехав в столицу, я начать посещать кастинги и делать первые шаги в новой карьере киноактера. Разумеется, это был не самый простой период в моей жизни. Были времена, когда я бросал съёмки, занимался скульптурой и иными делами. В 2018 году было решено целенаправленно строить актерскую карьеру, чтобы уверенно двигаться вперед и рассчитывать на какие-то перспективы. К тому моменту мой друг Александр тоже перебрался в Москву, и через какое-то время я действительно позвал его на съемки в сериал, где я сам играл главного злодея!
Теперь я понимаю, что несколько лет назад Александр сделал акцент на моих предпринимательских способностях, предлагая участвовать в московских кастингах. Речь вот о чем. В период освоения профессии киноактера я посещал актерские курсы и тренинги, совмещая учебу с практическими занятиями в кадре. Условно говоря, на съемках я зарабатывал деньги, а впоследствии тратил их на оплату занятий. Порою приходилось «сбегать» с занятий на съемки, потому что съемочный процесс и курсы часто пересекались во времени. Например, на одном из тренингов была запланирована тема, как проходить кастинги. На следующий день я, сбежав с учебы, прошёл конкурсный отбор в рекламу. Полученный гонорар окупил мои расходы на этот тренинг. В таком режиме я и живу последнее время.
– Знаю, что у Вас есть собственный канал на видео-хостинге. С помощью цифровой платформы Вы размещаете творческие визитки, читаете стихи, рассказываете об интересных моментах из актерской жизни. Вы не раз исполняли роли Иисуса Христа, зомби и злодеев. Вы ощущаете внутреннюю схожесть с этими персонажами?
– Я считаю, что актер, играя какого-либо персонажа, обязательно отыскивает в себе качества своего героя. Роли бывают разные – каждый персонаж уникален, как и сам актер. Например, на первый взгляд ничего общего между мной и Иисусом Христом не может быть, если не считать внешнее сходство. Поэтому нужно уметь искать в себе какую-то особую черту, объединяющую двух личностей. В кадре важно передать внутреннее состояние персонажа.
К каждой роли необходимо готовиться отдельно. Например, нельзя в одном и том же настрое изобразить и маньяка, и Иисуса Христа – это два абсолютно разных персонажа, хотя сыграть их может один и тот же актер. Посему в каждом из этих случаев я ориентируюсь на разные особенности актерской игры. Думаю, что именно такую детальную проработку характера каждого персонажа ценят как кинокритики, так и зрители в кинотеатрах.
– На что обращает внимание режиссер, когда отбирает актера на съемки? Один из роликов на канале Вы посвятили насущной проблеме современных актерских будней: некоторых молодых артистов попросту не берут на съемки. Почему?
– Последние два года меня не оставляет желание написать свой небольшой курс или книгу на тему: «Почему я снимаюсь, а вы – нет?». В ней можно доступным языком объяснить некоторые моменты, касающиеся киноактерской профессии, которые заметил я – человек, у которого не было возможности учиться в театральном институте. Возвращаясь к изначальной постановке вопроса, могу сказать одно. Реальность такова, что человек, не имеющий под рукой диплом театрального института, зачастую может преуспеть больше, чем профессиональный актер. Творческие способности, в том числе и актёрские, весьма трудно оценить численно. Есть частные мнения режиссеров, продюсеров и сценаристов.
Невольно, но так или иначе, я подвожу Вас к злободневной статистике: выпускник театрального вуза еще не является актером. Почему? Документ об образовании гарантирует, что актёр получил набор определенных навыков и изучил теорию, но применение такого багажа знаний, непосредственно в работе, целиком и полностью зависит от самого актера.
На мной взгляд, важен жизненный настрой – неамбициозные актеры попросту никому не интересны.
К тому же, не следует забывать, что в Москве огромная конкуренция среди актеров, и каждый из претендентов на участие в съемках старается по максимуму раскрыть свой творческий потенциал. Режиссер должен быть уверен, что данная роль нужна конкретному актеру. Глубокое погружение в профессию очень важно, ведь иначе навыки теряются, и актер остается «не у дел».
Отсюда следует банальный вывод. Если претендент на роль достойный актер, режиссер с продюсером сразу его заметят. Им не важно, где и каким способом он приобрел своё мастерство. Показывать реальные эмоции и настоящую жизнь в кадре – неоспоримое искусство. Среди выпускников театральных институтов всегда есть процент «профнепригодных», и это нормальное явление. Большинство актеров, заканчивая ВУЗ и сталкиваясь с реалиями творческих будней, ждут «манны небесной», а потом сильно удивляются, почему их никуда не зовут сниматься.
– Чем на начальном этапе Вы радикально отличались от других актеров? Что помогало Вам не терять индивидуальный подход и самообладание?
– Чтобы не быть голословным, приведу пример. Недавно у меня была видео-проба на роль священника: нужно было снять небольшую сцену. В задании был необычный сюжет: Гроза. В поле молится священник и, вскидывая руки вверх, произносит фразу: «Господи, если Ты слышишь меня, подай знак». Неожиданно в него ударяет молния. Шутливый скрытый смысл выражается в любви Бога к человеку. Как я сыграл эту роль? Дождавшись ненастной погоды, я поехал на пустырь, взял с собой человека, который помогал организовать дополнительный дождь в кадре. Я сам придумал костюм, обозначил локацию и даже нашел дохлую ворону – специально для съемок. Она, несомненно, усилила эффект моей видеопробы. После съемок, весь мокрый от дождя, утомленный и уставший, я ехал домой и размышлял: «В этой видео-пробе я выложился на сто процентов – сделал все, что смог». Некоторые спросят: «Стоит ли заморачиваться?» В итоге среди пятидесяти проб моя оказалась лучшей. Режиссер утвердил меня на эту роль!
Профессия киноактера не так проста, как кажется. Я люблю живые примеры и практику. В связи с этим не хочется делать основной акцент на теории. Еще раз подчеркну, что максимальная работа над организацией съемок и над персонажем дает результат, а леность – только зря потраченное время. Если начинающий актер не будет выделяться среди своих коллег, то никто не узнает о его существовании. Укоренение человека в профессиональной среде – залог успеха. Есть один маленький секрет актерской профессии – о нем я хотел бы упомянуть в своей книге или на тренинге. В палитре жизненных ситуаций, в разном возрасте и настроении одна и та же эмоция может выглядеть двойственно. Уметь подстроиться под такие роли – неотъемлемая часть актерской работы.
– Неужели наши институты совсем не готовят ребят к сложностям современной актерской среды?
– Удивительно, но в России никто не учит на профессию киноактера. В «корочке», по обыкновению, пишется, что выпускник является «актером театра и кино». На Западе это две отдельных профессии, почти никак не связанных между собой. Театр и кино – разные сферы. Для кинематографа требуются живые эмоции – театральные постановки наиграны. К сожалению, качественного опыта съемок в кино российские актеры-студенты имеют далеко не всегда. По результатам обучения они получают навыки актера театра. Имея это в виду, амбициозному ученику следует досконально изучить съёмочный процесс, отработать умения работы на камеру – нюансов достаточно.
Соответственно, если человек благодаря собственным усилиям накопил разнообразный опыт, со временем он начинает понимать многие вещи. Захватывающие моменты подчас недоступны непосвященным людям.
Без упорного труда ничего не получится. Одного таланта и диплома мало – требуется стабильная работоспособность. Нужно быть готовым выдержать темп и остроту профессиональных условий (холод, жара и т.д.), спокойно относиться к переработкам, с пониманием – к недосыпанию. В «киносъемочном» состоянии надо уметь жить и работать. Бывает, что человек не выдерживает трудностей и говорит: «Знаете, наверное, это не мое». Обычные зрители и мало практикующие актеры порой слабо представляют, каких усилий стоит тот или иной кадр.
Тезисно мой ответ звучит так: праздные актеры попросту не хотят сниматься, вот и все. Быть может и хотят, но так, чтобы «все и сразу!»
– Чем сербский кинематограф вашей второй родины отличается от российского?
– Мне сложно их сравнить, поскольку я не эксперт в этой теме. Если затронуть культурные аспекты, недаром говорят, что сербы – русские на Балканах. Близость культурного кода подразумевает некую схожесть и в традициях кинопроизводства. Это видно на примере фильма «Балканский рубеж». Для меня, как серба, эта картина имела огромное значение, потому что там отображается русско-сербский взгляд на события недавнего прошлого. Мне не хотелось бы переходить на политические темы, но нужно понимать, что кино до сих пор используется как информационное оружие.
Не могу сказать, что у меня есть какое-то взвешенное мнение по сербскому и русскому кинематографу. Отмечу только, что взгляды на мир у сербов и русских в каком-то смысле близки. В именно в этом российский и сербский кинематографы похожи.
Беседовал Александр Серегин
alexandar_rs@internet.ru
Фото из архива Йвана Добрича