Попытка «майдана» в Белграде: сербским властям надо действовать жёстко и разбираться в глубинных причинах происходящего

Итак, как мы и предполагали  на предвыборной неделе, прозападная оппозиция в Сербии попыталась устроить «майдан». В центре Белграда, на углу площади Николы Пашича и Пионерского парка, сторонники коалиции «Сербия против насилия» штурмовали здание белградской Скупщины. Побили стёкла, кидали камни и куски бетона в полицию, забаррикадировавшуюся внутри здания.

Силы правопорядка применили слезоточивый газ, а прибывший на помощь спецназ  жандармерии разогнал толпу. Она была рассеяна в двух направлениях: улиц Косовской и Теразие — и по улице Короля Милана в сторону «Белградчанки», а затем и площади Славия. После чего центр Белграда был полностью очищен от протестующих, которые получили от организаторов сигнал об отходе. Премьер-министр Сербии Ана Брнабич поблагодарила русские спецслужбы, предупредившие правительство балканской страны о готовящейся акции. Благодаря этим сведениям полиция в большом количестве смогла занять позиции внутри Скупщины Белграда и предотвратить проникновение в неё провокаторов. Сегодня президент Александр Вучич встречается с послом России в Сербии Александром Боцаном-Харченко.

В связи с событиями минувшей ночи многие, разумеется, вспомнили «бульдозерную революцию» 5-6 октября 2000 года, когда от власти был отстранён президент Югославии Слободан Милошевич. Это была первая «цветная революция», организованная Западом в Европе, когда до украинского майдана оставалось ещё 4 года. Безусловно, ряд обстоятельств очень похож. Даже плакаты оппозиции со стилизованным кулаком и надписью «Борба»  напоминают «Отпор» 2000 года. И, конечно же, США и ЕС вынашивают планы сменить пусть и лояльную им,  но достаточно самостоятельную сербскую власть, на совсем карманную. Как они это сделали, например, на Украине или в Грузии.

Вместе с тем, мой прогноз остаётся прежним — сейчас «майдана» в Белграде не получится. Главная причина в том, что на выборах либерально-западническая коалиция  «Сербия против насилия» получила немногим более 23%. В белградскую Скупщину  — 35%. С таким  результатом решать судьбу страны им не позволят. В  2000 году либералам удалось привлечь на свою сторону часть патриотов, в президенты шёл Войслав Коштуница.

Сейчас же коалиция «Сербия против насилия» имеет ярко выраженный либерально-западнический характер и именно так воспринимается большинством населения. Разумеется, как всегда в таких случаях, будет определённое количество «полезной нагрузки», которая поведётся на лозунги о честных выборах и борьбе с коррупцией. Но в целом очевидно, что интересы широких слоёв сербского общества СПН не выражает

Второе: очевидных доказательств массовых нарушений во время голосования  нет. Тогда как осенью 2000 года они были, особенно на местных выборах. Белград и другие крупные города Югославии 23 года назад однозначно были настроены против Милошевича, который ориентировался, в основном, на сельскую местность. А она ему ничем во время «бульдозерных событий» не помогла.

Сейчас нарушения на выборах, конечно, имели место, но на общую картину они особо не повлияли. Даже технологии «пиши-бриши» (применение ручек с исчезающими чернилами) при переписи населения в соседней Черногории выглядят более впечатляюще. Для Балкан последнее сербское голосование прошло весьма мирно.

Третий момент: сербы прекрасно помнят, чем завершилась «бульдозерная революция» — потеря де-юре Черногории и де-факто Косово и Метохии; разгром промышленности и обеднение населения; Брюссельский договор с Приштиной и два ИПАПа с НАТО, ограничивших суверенитет страны. У населения есть определённая прививка против всякого рода майданов. К сожалению, у молодёжи её практически нет, поэтому в акциях протеста участвует много молодых людей.

Четвёртое: во времена свержения Милошевича оппозиционные СМИ, такие как «Б-92», «Глас Jавности» или «Блиц», виделись как демократические, альтернативные источники информации, некий «глоток свежего воздуха». Сейчас же триада N1 (сербский CNN) — Nova  S — Danas   однозначно  воспринимается как рупор западной пропаганды, принадлежащий британской United Media, которую контролирует англо-американский финансово-спекулятивный капитал (BC Partners и KKR). И, разумеется, ни на какой статус независимого и объективного источника эти медиа претендовать не могут.

Пятое: позиция России. Осенью 2000 года наша страна и близко не отошла от ельцинского наследия. Поэтому и полумолчаливо поддержала «волю югославского народа». Сейчас такого точно не будет, о чём свидетельствуют вчерашнее заявление Брнабич и сегодняшняя встреча с российским послом. Политико-дипломатическая поддержка России сербским властям будет оказана точно.

Не сказать чтобы Кремль был очень доволен Вучичем с его мантрами о «безальтернативности европейского пути». Тем не менее Москва хорошо понимает, что приход к власти откровенных марионеток США и ЕС — таких как Джилас, Тепич или Алексич с Лазовичем и Поношем (и им подобных) — будет означать потерю Сербии для России. И это будет настоящим провалом, учитывая, что большинство сербов по-прежнему поддерживают СВО и не желают вступления страны в ЕС.

Это основные причины, по которым «майдан» в Сербии сейчас организовать не получится.  Именно поэтому едва ли коллективный Запад ставит целью майдан именно после этих выборов — для  этого у них пока нет подходящих условий. А вот сделать определённый шаг к будущему майдану — это да. В том числе для этого Запад пошёл на определённую эскалацию в центре Белграда, чтобы продемонстрировать сербским властям серьёзность своих намерений.  Пока США и ЕС пошли на ограниченную эскалацию — Президентский дворец и здание Народной Скупщины Сербии находятся через дорогу от Скупщины Белграда. Но их штурмовать не пытались.

Отметим при этом, что некоторые обстоятельства для Запада сейчас лучше, чем в 2000 году. Прежде всего — в Сербии свободно действуют все самые одиозные западные НКО и фонды. Как то американские: структуры Сороса, USAID, NED, IRI, NDI и другие. Немецкие фонды Намуана, Аденауэра и Эберта, которые играли в подготовке нынешних событий принципиальную роль. Ещё «Ассоциация школ политических исследований при Совете Европы» и целый набор подобной нечисти, от которой в России уже давно и запаха серы не осталось. Посольства США и ФРГ (Великобритании и Франции в меньшей степени) откровенно вмешиваются во внутриполитическую жизнь Сербии, поучают, дают советы. Именно в посольствах западных стран на Балканах сербская либеральная оппозиция получает соответствующие инструкции и «дорожные карты» финансирования.

Очень хорошо, что после ночных погромов градоначальник Белграда Александр Шапич заявил, что надо срочно принять законы об НКО «по примеру США и России». Имеются в виду статусы иноагентов, нежелательных организаций, ограничения в финансировании. Осталось только, чтобы всё это было воплощено в дела.

Против Вучича играют и объективные экономические обстоятельства: рост цен на основные продукты, бензин, газ, электроэнергию. Не зря ведь вчера глава сербского государства  в обращении к нации объявил о повышении с нового года зарплат на 10% и пенсий на 14,8%. Коррупция  действительно является очень серьёзной проблемой для Сербии. Весьма болезненно в обществе воспринимается то, что во время предыборной кампании стыдливо замалчивались о проблеме Косово. Но шансов (а главное желания) решить какую-то из этих проблем у прозападной оппозиции примерно столько же, как у какого-нибудь «профсоюза Навального» (признан в России иноагентом, террористом и экстремистом), на символ которого, кстати, тоже похож кулак «Борбы».  А вот поиграть на естественном недовольстве сербской властью и половить рыбку в мутной воде — это в самый раз.

Вчера сербская власть проявила решительность в разгоне «майдана». Очень хотелось бы, чтобы она и дальше проявляла жёсткость в борьбе с прозападными ультралибералами всех мастей (включая пытающихся к ним примкнуть релокантов из России). Надеемся, что Вучич после этой попытки майдана несколько переосмыслит своё отношение к Западу. Ведь Путин начал окончательно разворачиваться спиной к США и ЕС после «болотных протестов» 2011-12 годов, когда понял, что Запад хочет его отстранить от власти.

Лидеры сербской оппозиции должны строго по закону ответить за штурм административного здания, нанесённый ему ущерб, ранения полицейских и госчиновников. Любые дальнейшие противозаконные действия должны жёстко пресекаться. А затем устраняться их причины. Сегодня студенты планируют блокировать Белград? А почему молодёжь в столице так часто настроена прозападно? Не пора ли разобраться с деятельностью западных НКО в Белградском университете и других вузах страны? Уже сейчас очевиден проамериканский и проеэсовский крен молодых сербских учёных и учащихся. Работы тут непочатый край — было бы желание.

Впрочем, это уже другой разговор. Сейчас сербским властям надо купировать «майдан» и его последствия. Ну и понимать, что долго сидеть на двух стульях с концепцией «и рыбку съесть и в тюрьму не сесть» не получится. А то ведь в центре Белграда, неподалёку от локации вчерашних  тоже есть парк «Ташмайдан».  И желание «западных партнёров» использовать натренированные технологии никуда не денется.

Автор: доктор филологических наук, эксперт-балканист, военный журналист Владимир Сапунов

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

Фото автора